Коррупция в ХХI веке является глобальной проблемой международного масштаба. Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.
С момента обретения Беларусью независимости коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, реализации белорусской экономической модели развития государства. Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, Поэтому бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.
В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя: разработку и принятие антикоррупционного законодательства, разграничение между государственными органами их функций и организацию взаимодействия по противодействию коррупции; создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией; образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
Создана прочная законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы борьбы с коррупцией, устранение последствий коррупционных правонарушений, а также предусматривающая жесточайшую уголовную ответственность за коррупционные преступления.
Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20.07.2006. В нем очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений, на законодательном уровне определена система мер борьбы с коррупцией и предупреждения коррупции, а также перечень как правонарушений, создающих условия для коррупции, так и коррупционных правонарушений. Действие данного Закона распространяется на должностных лиц практически всех организаций негосударственной формы собственности. Определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией. Законом также конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией. Таковыми являются: Комитет государственного контроля и его органы; Государственный таможенный комитет и его таможни; Государственный пограничный комитет и его органы пограничной службы; Министерство по налогам и сборам и его инспекции; Министерство финансов и его территориальные органы. Национальный банк Республики Беларусь, а также другие государственные органы к которым относится Следственный Комитет Республики Беларусь, который участвует в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативно-правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».
Республикой Беларусь последовательно ратифицированы и выполняются требования таких основных международных актов по борьбе с коррупцией, как: Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанная в г. Страсбурге 27 января 1999 г.; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная Республикой Беларусь в г. Палермо 14 декабря 2000 г., и Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.; Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 г. (ратифицирована в 2005 г.).
Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства.
Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным средствам массовой информации, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни.
В рамках реализации требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» утвержден перечень коррупционных преступлений. К ним относятся: «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями» (ст. 210 УК); «Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем» (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК); «Злоупотребление властью или служебными полномочиями» (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК); «Бездействие должностного лица» (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК); «Превышение власти или служебных полномочий» (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК); «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» (ст.429 УК), «Получение взятки» (ст. 430 УК). «Дача взятки» (ст. 431 УК); «Посредничество во взяточничестве» (ст.432 УК); «Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти» (ст. 455 УК).
В настоящее время в государстве последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы. Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах, среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение государственных дотаций, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов, др. Выделяются следующие виды коррупции: административная коррупция (намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам); бытовая коррупция (различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи); деловая коррупция (неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса); корпоративная коррупция (межфирменные подкупы работников коммерческих структур).
Мировой опыт показывает, что коррупция активно процветает, когда государство испытывает серьезные трудности в развитии либо находится в стадии модернизации и переходит к новым способам управления экономикой и другими важнейшими сферами жизнедеятельности. Поэтому не случайно тема борьбы с коррупцией стала одной из ключевых при обращении Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 22 апреля 2014 года с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию. В настоящее время подготовлен новый законопроект «О борьбе с коррупцией», который имеет множество положений, имеющихся в редакции закона, принятого в 2006 г., но дополнен рядом важных положений. По поручению Главы государства 12 августа этого года законопроект вынесен на общественное обсуждение. Из новшеств можно отметить то, что в данном проекте четко указываются основания для отказа при приёме на руководящую должность. Основанием для отказа станет увольнение из государственных органов или иных государственных организаций по дискредитирующим обстоятельствам, судимость за умышленные преступления либо факт освобождения от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Кроме того на государственную службу нельзя будет пойти тем, кто совершил тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Принципиально новое – ограничение права на пенсионное обеспечение госслужащих, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Также в числе новых моментов проекта – расширение списка правонарушений, создающих условия для коррупции, за счет нарушения норм служебной этики. Принципиальное новшество – предложение по изъятию имущества, стоимость которого явно превышает доход, полученный из законных источников.
Следует отметить, что борьба с коррупцией в республике – не кратковременная кампания, а важнейшая государственная задача в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности. Главный источник успеха в решении данной задачи – крепкая государственная власть, сильная социальная политика, опора на народ и гласность. Вести борьбу с коррупцией следует целенаправленно, комплексно и непрерывно. При этом усилия должны быть направлены не только на обнаружение и пресечение фактов коррупции, но и на установление и ликвидацию причин, ее порождающих.
<blockquote> </blockquote>