ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4 Г.ВОЛКОВЫСКА»
Цель программы
является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.
Задачи программы:
- привить обучающимися чувство гражданственности, патриотизма, уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
- воспитать уважительное отношение к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;
- сформировать у учащихся морально-психологическую и физическую готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; формирование нравственной, правовой и политической культуры;
- повысить воспитательный потенциал учебных дисциплин;
- пропагандировать социально-экономические достижения белорусского государства;
- сформировать ценностное отношение к художественному и музыкальному творчеству, традициям своей страны; стремление к их освоению и сохранению;
- реализовать эстетические потребности личности в эстетизации среды жизнедеятельности;
- оптимизировать социально значимую деятельность обучающихся, деятельность по педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления.
Основной перспективой
в вопросах воспитания обучающихся в учреждении образования является развитие целостного воспитательного пространства. Координатором Программы является – Координационный Совет, в состав которого входят педагоги, учащиеся, родители. Соисполнителями – Волковысский районный исполнительный комитет; учреждения образования; учреждения дополнительного образования: Красносельский районный ЦТДиМ, Волковысский ЦТДиМ, ЦТиКДиМ, РЦТТДиМ, СДЮШОР № 1, СДЮШОР № 2, РДЮСШ профсоюзов; учреждения культуры: РДК, ДШИ; учреждения здравоохранения Волковысская ЦРБ, отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома, районная организация общественного объединения «Белорусская республиканская пионерская организация», районная организация общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи», общественные организации «Белая Русь» и «Красный Крест», предприятия региона.
Содержание модулей программы
воспитательной работы.
Программа включает в себя 4 модуля, связанных между собой логикой формирования гражданина Беларуси и эстетически развитой личности.
I Модуль - «Я и мое Отечество» (М-1):
гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- модернизировать организационно-педагогические условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации гражданско-патриотического воспитания;
- становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике);
- формировать основополагающие ценности белорусской культуры;
воспитание проводить на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РБ, а также исторических и культурных традициях родного края;
соблюдать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство;
вовлечь учащихся в разработку и решение школьных, местных, общественных проблем
Способы реализации модуля «Я и мое Отечество» (М1)
- факультативные занятия предметной и воспитательной направленности «Мое Отечество», «Беларускае красамоўства», «Ад БССР да Рэспублікі Беларусь: выбары шляхоў развіцця”.
- памятные акции у обелисков погибшим в Великой Отечественной войне;
- вахты Памяти;
- проведение военно-спортивных мероприятий, проведение мероприятий, направленных на формирование информационной культуры обучающихся: информационных часов, семинаров, устных журналов; круглых столов, диспутов, пресс-конференций;
- проведение объединений по интересам «Юные помощники милиции», «Подросток», «Юные инспектора движения» «Краеведение», «Школа пресс-центра», «Туризм и спортивное ориентирование», «Мой город»;
- просмотр и обсуждений фильмов, мультимедийных презентаций;
- торжественное вручение подарочного комплектного издания «Я – Гражданин Республики Беларусь»;
- ведение банка данных о ветеранах войны и труда, семьях погибших воинов;
- разработка экскурсионных маршрутов, посвященных истории Великой Отечественной войны;
- проведение тематических недель:
- туризма и краеведения;
- толерантности;
- профилактики экстремизма среди молодёжи
- правовых знаний;
- работа историко-краеведческого музея «Образ0ование Волковыщины».
- проведение мероприятий, посвященных:
- Дню Независимости Республики Беларусь,
- Дню Конституции Республики Беларусь,
- Дню единения народов России и Беларуси;
- проведение конкурсов «Пионер лидер», «Лидер года».
II Модуль «Прикоснись к прекрасному» (М-2):
формирование этического вкуса, развитие чувства прекрасного, духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры; формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
-формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
-предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, их активного вовлечения в организацию и проведение дел.
-использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности.
-оказать поддержку развитию организаторских качеств школьника.
Способы реализации модуля «Прикоснись к прекрасному»
- факультативные занятия предметной и воспитательной направленности «Изображение на плоскости», «Изображение на плоскости, ДПИ, лепка», «Рисунок, живопись», «Сольфеджио», «Хор», «Развитие творческих способностей», «Путешествие в мир сказки»;
- конкурсы детского изобразительного творчества;
- творческие выставки учащихся;
- фестиваль коллективов школьной самодеятельности.
- проведение объединений по интересам: «Начальное техническое моделирование», «Театральный», «Умелые руки», «Волшебный микрофон», «Бисероплетение», «Основы музыкально-творческой деятельности»;
- проведение недели учреждений дополнительного образования;
- проведение концертов, праздников, агитбригад;
- проведение конкурсов «Здравствуй, мир!», «Таленты Прынямоння»;
- реализация проекта субботнего дня «Гармония»;
- проведение Недели классного руководителя, Недели искусства.
III Модуль «Открывая дверь в страну Здоровья» (М-3):
воспитание психологической культуры, направленной на развитие и саморазвитие личности обучающегося; воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование соответствующих навыков, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
Задачи:
-создать условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
-воспитать негативное отношение к вредным привычкам;
-пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
Способы реализации модуля «Открывая дверь в страну Здоровья»
- факультативные занятия предметной и воспитательной направленности «Основы безопасности жизнедеятельности», «Здоровый образ жизни»,
- работа Службы здоровья, направленная на формирование физически, психически и социально здоровой личности;
- профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности, табакокурения и других вредных привычек;
- акции: «Миссия – жить», «Молодёжь без табака и алкоголя», «Спорт вместо наркотиков»;
- кинолектории «За здоровый образ жизни», «СПИД – это опасно»;
- конкурсы рисунков, плакатов, газет по профилактике вредных привычек;
- марафон «За здоровый образ жизни»
- спортивно-массовая работа;
- проведение детско-юношеских и военно-спортивных игр;
- участие в спортивных праздниках и соревнованиях;
- участие в городских фестивалях, акциях, слётах
- участие в проведении городских олимпиад.
- родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
- консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
- проведение Недели Здоровья, Недели безопасности жизнедеятельности, Недели профилактики вредных привычек. Недели психологии.
IV Модуль «Я хозяин родной земли» (М-4)
экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к сознательному профессиональному выбору; формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитания детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности, определяется универсальным значением природы для человека и общества
Задачи:
- сформировать ценностное отношение к труду, социальной значимости профессиональной деятельности;
- подготовить учащихся к семейной жизни в условиях учреждения образования, сформировать положительное отношение к институту семьи;
- формировать готовность к осознанному профессиональному выбору;
- воспитывать бережное отношение к материальным ценностям, обучение экономному расходованию энергоресурсов;
- формировать экологическую, экономическую культуры личности;
- воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, трудолюбие, ответственность за порученное дело, стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов;
Способы реализации модуля «Я хозяин родной земли»
- факультативные занятия воспитательной направленности «Моё профессиональное будущее, «Введение в педагогическую профессию» «Мы – сами», «Исследуя гуманитарное право»;
- экскурсии на производственные предприятия;
- проведение тематических классных часов;
- проведение акций: «Школа-это дом, а я – хозяин в нем»; «Школьный двор»; «День земли»; «День без автомобиля»; «Неделя леса»; «Наш пионерский труд тебе, Отчизна», «Сохрани дерево – сдай макулатуру»;
- проведение Недели профориентации;
- проведение дней профориентации, дней открытых дверей;
- организация мероприятий, посвященных профессиональным праздникам
В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки плана воспитательной работы учреждения образования.
Ожидаемые результаты
- осознание обучающимися чувство гражданственности, патриотизма, уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
- уважительное отношение к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны;
- готовность учащихся к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважение к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
- повышение уровня сформированности у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины; осознание подвига советского народа в Великой Отечественной войне; сформированность нравственной, правовой и политической культуры;
- повышение уровня воспитательного потенциала учебных дисциплин;
- создание многопланового положительного имиджа государства в разрезе социально-экономических достижений белорусского государства;
- ценностное отношение к художественному и музыкальному творчеству, традициям своей страны; стремление к их освоению и сохранению;
- реализация эстетических потребностей личности в эстетизации среды жизнедеятельности;
- оптимизация социально значимой деятельности учащихся через включение их в социально значимую проектную деятельность, деятельность по педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления.