Методика обучения баскетболу, волейболу, футболу, лёгкой атлетике с применением электронного дидактического средства на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе
<details open=""><summary> Краткая аннотация опыта</summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary>Одним из условийинформатизации образовательного процесса является внедрение в практику электронных средств обучения. В чём же эффективность использования электронных средств обучения на уроках физической культуры и здоровья? На первой ступени обучения закладываются основы техники двигательных действий, которые востребованы на всём протяжении обучения. Чтобы создать правильное двигательное действие по всем видам программного материала учитель должен быть хорошо подготовлен профессионально, но в силу обстоятельств, возраста, болезни он не всегда способен идеально продемонстрировать наглядный показ, а использование электронного учебника значительно облегчает эту работу.
В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, под руководством заведующего кафедрой спортивных дисциплин, доктора педагогических наук, доцента кафедры спортивных дисциплин Виталия Владимировича Храмова впервые за многие десятилетия создали электронные учебники по различным видам спорта. Четырнадцать школ Республики Беларусь, в том числе и государственное учреждение образования «Средняя школа №4 г.Волковыска» участвовали в реализации инновационного проекта «Внедрение методики обучения виду спорта (баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика) с применением электронного дидактического средства на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе» на протяжении трёх лет (2013-2016).
Внедрение инновационного проекта происходило в естественных условиях на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе, для этого были сформированы три группы в каждой параллели классов: 2 экспериментальные и контрольная.
Применение на уроках физической культуры и здоровья и во внеклассной работе ЭСО позволило выявить преимущества:
- эффективное усвоение теоретического материала, получение знаний и двигательных навыков становится интенсивным и многообразным;
- активизация аналитической деятельности учащихся; предполагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею;
- наглядная демонстрация стимулирует к правильному выполнению; появляется заинтересованность учащихся в изучении техники приёмов игры в волейбол, баскетбол;
- трансляция поэтапного алгоритма выполнения упражнения облегчает процесс обучения, что впоследствии даёт возможность применения этих знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);
- абсолютная доступность материала при любой физической подготовленности;
- меньше затрачивается времени на объяснение нового материала;
- увеличивается моторная плотность урока;
- осуществляется контроль по предупреждению и исправлению ошибок;
- осуществляется самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности;
- реализуется контрольно-оценочный аспект в процессе обучения;
-реализуются принципы наглядности, доступности, научности, проблемности.
</details> <details open=""><summary> Описание модели</summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary>
Теоретические основы:
Методологической базой для реализации проекта служат работы в области теории и методики физической культуры и спорта Ю.Д.Железняка, Л.П.Матвеева, Ю.Ф.Курамшина, В.И.Ляха, Б.А.Ашмарина, В.К.Филиппова и др., трактующие физкультурное совершенствование человека как самореализацию его духовных и физических способностей. Исследованиями А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, И.В.Роберт, Е.С.Полат, Б.С.Гершунского, Е.И.Машбиц, В.Г.Разумовского и др. показаны пути и перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Ведущим условием для осуществления эффективной учебной деятельности при помощи педагогических программных средств является активное информационное взаимодействие в системе «преподаватель-обучаемый-педагогические компьютерные технологии», направленное на выполнение различных видов самостоятельной деятельности с виртуальными объектами предметной среды.
Описание модели:
Особенности процесса обучения видам спорта определяются тем, что в основе его лежат закономерности, по которым происходит целенаправленное формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Главные методические проблемы заключаются в выборе оптимальных путей разучивания, закрепления и совершенствования техники физических упражнений, в последовательном использовании средств, методов и приемов, которые гарантировали бы необходимый эффект обучения.
Период, на протяжении которого ведется обучение сложному физическому упражнению, делится на три этапа: ознакомления, овладения структурой движений и совершенствования в выполнении физического упражнения.
На этапе ознакомления ставится задача создания предварительных представлений и понятий об изучаемом физическом упражнении и главным образом о его кинематической структуре. Для решения этой задач приходится упрощать структуру движения, создавать условия, облегчающие выполнение упражнения (например, снижать высоту препятствия, уменьшать вес снарядов, размеры площадки, снижать интенсивность движения, сокращать дистанцию, не учитывать некоторые правила, которые необходимо соблюдать на соревнованиях).
На этапе овладения структурой движений ставятся следующие задачи:
- создать четкие представления о кинематических, динамических и ритмических параметрах изучаемого движения;
- овладеть техникой физических упражнений, в такой мере, чтобы выполнять их правильно с вариативными усилиями в упрощенных условиях;
- ознакомить с основами тактики данного вида спорта.
На этапе совершенствования ставятся и решаются следующие задачи:
- достигнуть такого уровня совершенства в овладении спортивным упражнением, который позволит сохранить правильную технику при выполнении движений с максимальными усилиями в изменяющихся условиях;
- развить двигательные качества и психические свойства в соответствии с требованиями изучаемого вида спорта;
- освоить тактические приемы и развить способность применять их творчески в зависимости от складывающейся ситуации.
Общее ознакомление предусматривает создание у обучающихся ясного и совершенно четкого представления об изучаемом двигательном действии.
Достигается это путем рассказа, образцовым показом и демонстрацией наглядных пособий.
Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
Критерии:
Согласно которым определяется эффективность внедряемой методики: техническая подготовленность, теоретическая подготовленность, физическая подготовленность, востребованность ЭСО по основам видов спорта (волейбол, футбол, легкая атлетика) участниками образовательного процесса.
</details>Методические и дидактические материалы:
- Предложенные материалы могут быть адресованы руководителям учреждения образования, учителям начальных классов, учителям физической культуры и здоровья, руководителям физвоспитания.
Планы-конспекты уроков по волейболу для учащихся VIII-го класса
Планы-конспекты уроков по лёгкой атлетике для учащихся VI-х классов
Сценарий спортивного праздника «Весёлые старты»
Сценарий спортивного праздника «Мы - за здоровый образ жизни!»
<details open=""><summary> Аннотированный список литературы</summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary><summary></summary>1. Физическая культура и здоровье. 5-11 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье» / Минск: НИО, 2012. – 83 с.
2. Храмов, В. В. Научно-методические основы мультимедийного обеспечения образовательного процесса по физической культуре / В. В. Храмов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 6. - С. 107-112.
3. Храмов, В.В. Специфика потребностей в информатизации образовательного процесса по физической культуре / В.В.Храмов // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. – 2012. – Вып. 11. – С. 123-134.
4. Храмов, В.В. Электронное средство обучения для обеспечения образовательного процесса по физической культуре в школе / В.В.Храмов // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова. Серия № 15. – Выпуск. 11 // Под.ред. Г.М.Арзютова. – Киев: Изд-во НПУ им. М.П.Драгоманова, 2011. –С. 473-478.
</details>